18:44
Судебно-экспертная деятельность в РФ и в ПМР: сходства и отличия

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» и Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» - во многом схожие нормативные правовые акты. В частности, у них практически одинаковая структура, в которую входят по 7 и 6 глав, соответственно, а также по 43 статьи.

 

ТАБЛИЦА 1. Структура законов о судебно-экспертной деятельности РФ и ПМР

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»

Главы:

Глава I. Общие положения;

Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения;

Глава III. Производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении;

Глава IV. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц;

Глава V. Финансовое, организационное, научно - методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений;

Глава VI. Заключительные положения.

Главы:

Глава 1. Общие положения;

Глава 2. Обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и судебного эксперта;

Глава 3. Производство судебной экспертизы;

Глава 4. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц;

Глава 5. Финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений;

Глава 6. Международное сотрудничество в области судебной экспертизы;

Глава 7. Заключительные положения.

Статей: 43.

Статей: 43.

Таким образом, имея одинаковое количество статей, Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» включил в себя дополнительные положения Главы 6 «Международное сотрудничество в области судебной экспертизы», содержащей нормы регулирующие межгосударственное сотрудничество в области проведения судебно-экспертной деятельности.

Так, например НПА ПМР регламентирует производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях других государств, а также по поручению соответствующего органа или лица другого государства, признавая при этом заключения иностранных экспертов. Также руководители государственных судебно-экспертных учреждений в необходимых случаях имеют право с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, включать в состав экспертных комиссий ведущих специалистов других государств, возможность чего отсутствует в законе Российской Федерации. Не описано в нём и международное научное сотрудничество.

Между тем, названные нормы, существующие в ПМР, являются больше декларативными в силу политического статуса государства, не позволяющего Приднестровью полноценным образом заключать международные соглашения о сотрудничестве.

 

ТАБЛИЦА 2. Отличия законов о судебно-экспертной деятельности РФ и ПМР в сфере международного сотрудничества

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»

Норма отсутствует.

Статья 39. Производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях других государств, а также по поручению соответствующего органа или лица другого государства

 

В случае проведения судебной экспертизы по поручению соответствующего органа или лица другого государства, с которым Приднестровская Молдавская Республика имеет соглашение о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, применяется законодательство Приднестровской Молдавской Республики, если иное не предусмотрено указанным соглашением.

Заключения судебных экспертов, данные судебно-экспертными учреждениями других государств, имеют ту же юридическую силу, что и заключения, данные экспертами государственных судебно-экспертных учреждений Приднестровской Молдавской Республики.

Норма отсутствует.

Статья 40. Привлечение специалистов из других государств для совместного проведения судебных экспертиз

 

Руководители государственных судебно-экспертных учреждений в необходимых случаях имеют право с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, включать в состав экспертных комиссий ведущих специалистов других государств. Подобные совместные экспертные комиссии осуществляют судебные экспертизы по нормам процессуального законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляется по договоренности между сторонами.

Норма отсутствует.

Статья 41. Международное научное сотрудничество

 

Государственные судебно-экспертные учреждения пользуются правом устанавливать международные научные связи с учреждениями судебных экспертиз, криминалистики и подобными учреждениями других государств, проводить совместные научные конференции, симпозиумы, семинары, обмениваться стажерами, научной информацией и печатными изданиями и осуществлять совместные издания в области судебной экспертизы и криминалистики.

Первые Главы (Глава I в НПА РФ и Глава 1 в НПА ПМР) рассматриваемых законов имеют практически одинаковое содержание и названия статей. Незначительные отличия имеются лишь в раскрытии терминов, применяемых в законах. Также в НПА ПМР, в отличие от закона РФ, в статье 11 не оговорены полномочия негосударственных медицинских учреждений в области проведения судебно-медицинских экспертиз, что говорит о невозможности осуществления такого рода экспертиз. Также в ПМР не закреплена необходимость единообразия проведения однопрофильных экспертиз, что обусловлено отсутствием многих стандартов – например, в ПМР до сих пор не приняты протоколы лечения и обследований сотен заболеваний, что затрудняет, а иногда и делает невозможными проведения судебно-медицинских экспертиз (и это при том, что я добился решения о принятии протоколов ещё в 2018 году).  Такой же пример можно привести и в случаях, связанных с установкой электромеханических подъёмников для людей с инвалидностью – ГОСТы к ним разрабатываются по моей инициативе только сейчас, хотя оборудование уже устанавливается в Приднестровье.

Также слегка разнятся требования, предъявляемые к образованию и навыкам экспертов, в РФ и ПМР: в Приднестровье говорится только о высшем образовании, а в России указано и среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы – для экспертов в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел.

 

ТАБЛИЦА 3. Наиболее значительные отличия законов о судебно-экспертной деятельности РФ и ПМР, касающиеся Общих положений

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»

Часть 5 статьи 11:

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Норма отсутствует.

Часть 6 статьи 11:

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Норма отсутствует.

Часть 1 статьи 13:

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Часть 1 статьи 13:

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики

 

Вторые Главы (Глава II в НПА РФ и Глава 2 в НПА ПМР) законов, регламентирующие обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и судебного эксперта, также имеют схожести и отличия. Например, статьи 14 законов содержат обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, при этом их текст, как и перечень обязанностей руководителя, абсолютно идентичны: в целом, руководитель обязан поручить эксперту проведение экспертизы, разъяснив ему права и обязанности и предупредив под роспись об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Руководитель контролирует сроки проведения экспертизы, её полноту и качество, а также направляет заключение эксперта, объекты исследований и дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу.

Помимо этого, руководитель обеспечивает условия для конфиденциальности исследований и не разглашает тайны, ставшие ему известными и охраняемые законом. Он производит материальное обеспечение эксперта необходимым оборудованием, обеспечивает соблюдение техники безопасности при работе эксперта и сохранность предметов экспертизы.
Между тем, статьи 15 законов РФ и ПМР, регламентирующие права  руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разнятся в части того, что российский НПА, помимо прочих прав, позволяет руководителю требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов в определённых случаях указанных в Таблице 4.

В этой же таблице указаны различия статей 16 рассматриваемых законов, в которых описаны обязанности судебного эксперта, при этом в законодательстве ПМР поставлен акцент на том, что эксперт и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения имеют одни и те же обязанности. Российский же закон указывает, что эксперт не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок по причине отказа платить, полученного со стороны субъекта, обязанного это сделать. В остальном обязанности эксперта в законодательстве РФ и ПМР схожи и заключаются в обязанности принять экспертизу к производству, провести надлежащее исследование, составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, не разглашать сведения об экспертизе, обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела и соблюдать соответствующее процессуальное законодательство. Также не отличается и перечень того, что эксперт делать не вправе.

Впрочем, не менее схожи и статьи 17 законов, в которых указаны права эксперта – в НПА ПМР и РФ они идентичны, за исключением того, что приднестровский законодатель добавил, что эксперт и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения равноправны.

 

ТАБЛИЦА 4. Наиболее значительные отличия законов о судебно-экспертной деятельности РФ и ПМР, касающиеся прав и обязанностей экспертов и руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»

Часть 6 статьи 15:

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих уполномоченных федеральных государственных органов;

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Норма отсутствует.

Часть 3 статьи 16:

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.

Пункт 3 статьи 16:

На эксперта распространяются те же обязанности, что и на эксперта государственного судебно-экспертного учреждения, за исключением подпункта а) пункта 1 и подпунктов а), б) пункта 2 настоящей статьи.

Норма отсутствует.

Пункт 2 статьи 17:

На эксперта распространяются те же права, что и на эксперта государственного судебно-экспертного учреждения, за исключением подпункта а) части первой пункта 1 настоящей статьи.

Третьи Главы рассматриваемых законов, в которых оговаривается непосредственно производство судебной экспертизы, имея во многом сходство, отличаются тем, что статьи 22 и 23 законов РФ и ПМР регламентируют совершенно разные действия: в российском НПА статья 22 оговаривает принципы проведения комиссию экспертов одной специальности, а в приднестровском – организацию и производство комплексной судебной экспертизы. Также в законе РФ имеется «Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей», в Приднестровье же конкретных норм для комиссий, имеющих разные или одинаковые специальности нет, но есть общая норма, регламентирующая производство комплексной судебной экспертизы – статья 22 в ПМР (статья 21 в РФ).

 

ТАБЛИЦА 5. Наиболее значительные отличия законов о судебно-экспертной деятельности РФ и ПМР, касающиеся производства судебной экспертизы

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон ПМР «О судебно-экспертной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике»

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

 

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Подобная норма отсутствует.

Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей

 

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с частью второй статьи 22 настоящего Федерального закона.

Подобная норма отсутствует.

Главы 4 рассматриваемых законов кардинальных отличий не имеют – статьи приднестровского НПА практически скопированы с акта РФ. В данной главе указан порядок проведения экспертиз в отношении живых людей, при этом оговорены судебно-медицинские экспертизы лиц, помещённых в психиатрический стационар, лиц, находящихся под стражей, а также лиц, добровольно согласившихся на производство экспертизы.

Просмотров: 131 | Добавил: aid19821002 | Теги: заказать юридическую консультацию, молдова, РФ, пмр, Судебно-психологическая экспертиза, онлайн, юридические услуги, суд, эксперт | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar