22:58 «Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», ЧАСТЬ 2 |
Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ введено в п. 62 ст. 5 УПК РФ понятие «педагог», под которым понимается педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. При этом, несм Однако, в ПМР выше обозначенная проблема стоит ещё более остро – несмотря на то, что Закон № 235-ЗИ-VI от 27.10.16 года закрепил, что по всему тексту УПК ПМР слово «педагог» в соответствующих числе и падеже необходимо заменить словами «педагогический работник» в соответствующих числе и падеже, смысловое значение термина «педагогический работник», как и остальных терминов, применяемых в Кодексе, не определено. Это, как и в случае с законодательством РФ, не препятствует участию в деле, где фигурирует несовершеннолетнее лицо, абсолютно любому субъекту, являющемуся в той или иной мере педагогическим работником. В этой связи целесообразно согласиться М. В. Галдиным, полагающим, что на момент допуска к участию в производстве следственных действий по уголовному делу, педагог должен обладать профессиональным образованием, подтвердить его при выполнении служебных обязанностей, занимая соответствующую полученной специализации должность. Также не определены требования к психологу, которого могут привлечь к участию в деле с несовершеннолетним и, несмотря на то, что предложение законодателя об участии в следственных действиях психолога, безусловно, можно назвать обоснованным и необходимым условием, в законе отсутствует норма, указывающая кого именно необходимо привлекать в данном процессуальном статусе. Отсутствие вышеуказанных законодательных разъяснений осложняет фактическое соблюдение появившегося в статьях 139, 143, 145 (ссылающиеся на статью 139) УПК ПМР указание на обязательность участия психолога при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, в отношении уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Признавая в целом позицию законодателя о необходимости участия психолога в расследовании преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, следует отметить, что участие такого специалиста не в меньшей степени необходимо в отношении расследований о преступлениях против жизни, здоровья ребенка, преступлениях против семьи и несовершеннолетних. Следует отметить, что В. М. Костицкий приводит веские аргументы в приоритетности привлечения к процессуальным действиям прежде всего специалиста в области детской и юношеской психологии, а при отсутствии такового, только лишь как исключение, – педагога. С этим мнением согласна и Л. А. Мифтахова, при этом возникает уверенность, что приведённая точка зрения ряда ученых-правоведов наиболее верна. В качестве обоснования обратимся к историческим фактам, указывающим, что с середины 1930-х до середины 1960-х гг. психологическая наука развивалась в рамках и лишь в связи с наукой педагогической. Исследования в области психологии проводились в рамках педагогики. В этой связи с позиции законодателя, вкладывающего в участие педагога понимание необходимости применения специальных психологических знаний, привлечение в качестве специалиста к этим действиям кого-то еще, помимо педагога не представлялось необходимым. В 1976 году Постановлением Пленума Верховного Суда СССР была отмечена необходимость привлечения специалистов в области детской и юношеской психологии к производству по делам несовершеннолетних.
Перейти: ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5 |
|
Всего комментариев: 0 | |