22:54 «Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», ЧАСТЬ 3 |
Таким образом, учитывая уже имеющийся опыт, необходимо помнить, что уголовное законодательство, помимо прочего, требует установить факт психического расстройства либо отставания в психическом развитии ребенка. Поскольку психология как наука непосредственно занимается выявлением закономерностей функционирования и развития психики, кому как ни психологу определять саму необходимость для установления факта того или иного психического отклонения. Из этого логично следует, что действующий ныне УПК ПМР необходимо дополнить нормой, строго указывающей на приоритет участия психолога в следственных и судебных действиях с участием несовершеннолетних. Также законодательно нужно закрепить, что в качестве психолога может быть допущено только лицо, обладающее высшим психологическим образованием (специализация в области детской, подростковой, юношеской психологии). Нерациональным также является то, что педагог либо психолог, будучи, по сути, специалистом либо экспертом, не наделяется всей полнотой прав, закреплённых за данными участниками уголовного процесса в УПК ПМР.
Преступность несовершеннолетних лиц – это одна из серьёзнейших проблем нашего общества, заслуживающая пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Помимо её дестабилизирующего влияния на приднестровское общество в целом, ещё одним немаловажным негативным фактором является то, что субъектом преступления являются несовершеннолетние – то есть, по сути, дети. И.В. Гецманова отмечает, что одним из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе служит состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. В силу возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетние Также является немаловажным вопросом при определении того, подлежит ли лицо уголовной ответственности, поскольку даже при формальном достижении несовершеннолетним возраста 14 либо 16 лет возможно отставание в психическом развитии, при котором актуальный уровень развития соответствует более младшему возрасту. В таком случае (при условии, что отставание не связано с психическим расстройством) несовершеннолетний также не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст.19 УК ПМР). Не менее важны и такие аспекты, как условия жизни и воспитания несовершеннолетнего (сведения о родителях, круг увлечений, ближайшее окружение, место учёбы либо работы и т. д.). Данный вопрос очень важен для составления психологического портрета подозреваемого (обвиняемого), позволяет дифференцированно подойти к установлению следующего факта: мог ли несовершеннолетний совершить инкриминируемое ему деяние. Известно, что в силу незрелости мышления, отсутствия должной критичности, лабильности психики подростки подвержены чужому влиянию, что является одним из наиболее опасных особенностей развития.
Перейти: |
|
Всего комментариев: 0 | |