19:19 «Реализация прав и свобод личности в Приднестровской Молдавской Республике», часть 3 |
В свою очередь, ссылаясь на мнение Марченко М. Н., под субъективным правом «следует разуметь ту сферу внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права».
Затрагивая тему понятий «свобод» личности, необходимо учесть развитие общества, которое трансформировало религиозные постулаты и морально-нравственные устои в нормативные правовые акты, отражающие культуру того или иного народа. Так, например, кастовая система самоуправления создала все предпосылки, поддерживаемые индуизмом, для ярко выраженного социального расслоения в обществе: брахманы только по той причине, что они родились в данном социальном слое, обладали гораздо большим уровнем идейной свободы, нежели те слои населения, которые должны были им подчиняться. До сих пор в Индии представители высших каст полномочны физически уничтожить пастуха, чей скот случайно забрёл в их владения. Приводя иные примеры, взятые из истории, можно отметить, что уровнем свободы в различных государствах отличались, например, крестьянин восточной деспотии и гражданин античного полиса, неоспоримым фактом также является то, что крепостной крестьянин был гораздо свободнее раба. Однако, разница в уровне свобод не искоренилась с течением времён: в различных государствах уровень свободы граждан совершенно неодинаков. Этому способствуют различные фазы развития стран в социальной и политической сферах. Тем не менее, несмотря на схожесть понятий терминов «права» и «свободы» следует отметить, что последнее является более широким дополнением первого. Согласно мнению Л. Д. Воеводина, свобода личности имеет более широкое понятие, отражающееся в многочисленности вариантов осуществления тех или иных действий, одни из которых можно и необходимо закреплять в нормативных правовых актах, другие же должны поддерживаться исключительно нормами морали, общественной или религиозной дозволенностью либо их порицанием. По сути, свобода личности даёт человеку возможность избежать какого-либо воздействия со стороны государства, поэтому её можно определить, как самостоятельность субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Таким образом, индивид может быть свободен распоряжаться результатами своего труда либо свободен от государственного ценза, свободен мыслить по-своему и иметь собственное мнение. Отталкиваясь от необходимости реализации свобод личности, следует понимать, что именно личность и несёт ответственность за реализованные ею свободы, если они пересекаются с нарушением прав и свобод другого индивида. Именно поэтому в современном мире, когда общество стало наиболее мобильным, что позволяет гораздо быстрее, нежели раньше, осваивать чужой опыт, существует потребность в наиболее грамотной правотворческой и правоприменительной функциях государства, дабы рационально распределять возможности сдерживания и поощрений. Таким образом, не составляет труда выявить природу прав и свобод личности – их сущность, отображающаяся в двух основных теориях, одна из которых указывает на то, что это (права и свободы) естественные свойства, полученные человеком при его рождении. Они не могут быть отчуждены государством, ибо являются им всецело признанными. Государство, признавая не отчуждаемость прав и свобод личности, становится в определённой мере связанным гарантиями, охраняемыми и поддерживаемыми соответствующими требованиями или принципами, отображающими природу человека. Конечно, имеется и иная – позитивистская – теория, основанная на мнении о том, что права и свободы личности даруются человеку государством, которое самостоятельно определяет объёмы, вид или содержание. На самом деле, обе выше обозначенные версии являются слишком кардинальными: полное признание не отчуждаемости прав и свобод личности, повлекло бы их беспрекословное выполнение со стороны государства, а преследование позитивистского подхода не вынуждало бы государство идти на какие-либо уступки при возникновении требований личности (и общественности), которые, при соблюдении законных методов лоббирования, государством, как правило, бывают услышаны. Примером успешного отстаивания своих прав и свобод может стать ситуация, сложившаяся вокруг государственного учреждения «Республиканская психиатрическая больница», расположенного в селе Выхватинцы Приднестровской Молдавской Республики. Когда в Министерстве здравоохранения ПМР зашла речь о переводе в город Рыбницу, горожане объявили о своём категорическом несогласии с переменой местонахождения больницы. После многочисленных сборов подписей, встреч и заявлений о пикетах, руководство Минздрава ПМР приняло экономически невыгодное, обоснованное исключительно требованиями граждан, решение – не переводить больницу в уже имеющееся здание, а оставить её на прежнем месте, начав дорогостоящее строительство новых корпусов медицинского учреждения там же, в селе Выхватинцы. Иным примером может стать отказ судьи Тираспольского городского суда проводить заседание с участием инвалида-колясочника на первом этаже здания, после чего, посредством составления обращений Прокурору, Уполномоченному по правам человека и Президенту ПМР, Судебным департаментом Приднестровья было принято решение об оснащении всех судов республики пандусами. Также Президентом ПМР было направлено рекомендательное письмо с указанием на необходимость проведения судебных заседаний с участием маломобильных граждан на первых этажах зданий судов, что в настоящее время выполняется в обязательном порядке. Между тем, статья 39 Конституции ПМР нарушается государством относительно каждого пациента, имеющего право на бесплатное лечение либо обследование. Данным нарушениям способствует низкая активность граждан, позволяющих в своей общей массе государству пренебрегать Конституционными нормами, допуская непростительные с юридической точки зрения правотворческие ошибки (нарушения) при создании нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Приднестровья (например, Приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР от 4 апреля 2004 года № 206 «Об утверждении «Правил предоставления платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения»» (САЗ 07-20)). Выше обозначенные примеры разнятся по социальным назначениям, что позволяет прийти к выводу о существовании двух категорий прав и свобод личности – не только воспринимаемых в собственном смысле слова и не зависящих от государственного строя или ведения государственной политики в стране, но и, так сказать, «дозволенные государством», являющиеся решением власти и называемые позитивным правом. В соответствии с этим, имеется необходимость в классификации прав и свобод личности, которая в настоящее время подразделяется на следующие назначения: - Личные права и свободы – то есть, возможности каждого индивида, гарантирующие ему невозможность вмешательства в его личную жизнь, его личное пространство, являющееся его внутренним миром, со стороны государства и иных личностей, что способствует существованию человека, развитию своеобразных черт характера и автономности личности. К правам и свободам данного класса относятся право на уважение, честь и достоинство, право на жизнь, право на свободу передвижения и выбор места жительства и иные права.
Часть 10, Часть 9, Часть 8, Часть 7, Часть 6, Часть 5, Часть 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |