19:19
«Реализация прав и свобод личности в Приднестровской Молдавской Республике», часть 5
    1. Методы законодательного закрепления и ограничения прав и свобод личности в ПМР

 

Эволюционное развитие государственных систем различных стран, проходя через множество этапов восприятия прав и свобод личности, привело человечество от полного отрицания какой-либо дозволенности к созданию своеобразного института защиты прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, данному процессу способствовал успех ведения экономической политики наиболее развитых стран, где особое внимание уделялось индивидуальному образованию человека, где руководители государств стали осознавать необходимость создания структур, готовящих специалистов в той или иной сферах, результатом чего становился рост интеллектуального развития  граждан, представляющего собой всё больший потенциал при реализации экономической и социальной функций государства.

В то же время, повышение интеллектуального уровня отдельно взятой личности приводит к процессам изменения мировосприятия, в ходе которых меняется мировоззрение личности и осознание им таких категорий, как «справедливость», «целесообразность», «законность».

Следует отметить, что, несмотря на всё большую доступность человеку образовательных процессов, ещё в начале ХХ века абсолютное большинство существовавших нормативных актов не предусматривало в своём содержании права на неприкосновенность частной жизни. Максимумом, гарантированным государствами, – в частности, Германским государством и некоторыми иными странами, - являлось право на тайну переписки, а также телефонных и телеграфных сообщений, ставшую необходимой не столько для реализации прав и свобод личности, сколько для сохранения государственной тайны, активно защищаемой и в настоящее время, причём не только от других государственных образований, но и от граждан, являющихся, по сути, единственным источником поддержания экономики страны и, исходя из логического мышления, являющихся участниками решений о распределении экономических благ.

Исключением из правил можно назвать «Декларацию прав штата Виржиния», принятую 12 июня 1776 года, и «Декларацию прав  человека  и гражданина», принятую во Франции в 1789 году, которые стали первыми документами конституционного значения, содержащими нормы, в которых происхождение прав и свобод личности является естественным процессом – то есть, неотъемлемым и неконтролируемым государством.

Однако, возвращаясь к вопросам развития интеллектуального потенциала стран, в исторической плоскости наблюдается наиболее заметный «скачок» восприятия прав личности со стороны государств на фоне событий, связанных со Второй мировой войной, ставшей своеобразным толчком развития международно-правовых гарантий, закреплённых в Актах международного права, явившихся миру благодаря возникновению Организации Объединённых Наций, многие из которых приняты Приднестровской Молдавской Республикой.

Именно поствоенные годы и в дальнейшем вторая половина ХХ века привнесла новизну международных отношений, стимулирующих государства к обмену опытом, взаимоуважению традиций, равноправию этнокультур, ставших достоянием каждой отдельно взятой страны. Модели экономической и социальной политик стран, развивающих принципы цивилизованного управления, становились маяком, на который равнялись государства (народы государств), имеющие авторитарную или тоталитарную формы правления, где принуждение к правовому аскетизму вызывало у оппозиционных сил желание к строительству демократических отношений в государстве, что вело к появлению реально действующих внутригосударственных гарантий прав и свобод личности.

Приднестровская Молдавская Республика, являясь, как и Российская Федерация, последователем правовой системы СССР, несмотря на весьма демократические и высокоморальные нормы главного Закона республики – Конституции – всё ещё ограниченно формирует посредством внесений дополнений и изменений в законодательство методы, позволяющие человеку не просто узнать о своих правах и свободах, но и беспрепятственно отстоять их в тех случаях, когда они нарушены государством.

Судебная защита прав и свобод личности в ПМР, являясь основной внутригосударственной гарантией выше обозначенной защиты, согласно п. е) ст.3 Конституционного Закона «О судебной системе в Приднестровской Молдавской Республике», представляет собой суды, финансируемые исключительно из республиканского бюджета, что, несомненно, в некотором роде предопределяет позицию судов при рассмотрении дел, где одной из сторон, осуществляющих спор, является тот или иной государственный орган. Поскольку осуществление судебной защиты прав и свобод личности в Приднестровье имеет наибольшую схожесть с аналогичным процессом в Российской Федерации, следует обратиться к статистическим данным по этому государству, являющемуся лидером по количеству жалоб и проигранных дел, находящихся на рассмотрении в Европейском суде по правам человека, принимающем жалобы исключительно на основании бездействия или необоснованных решений судов страны, в которой произошло то или иное нарушение прав и свобод личности. Таким образом, отмечается тенденция к увеличению заявленных правонарушений, ведь в ЕСПЧ только за 2018 год поступило 12 150 жалоб (всего 56 000 жалоб, поступивших от граждан различных стран) от граждан России, при этом рассмотрена лишь малая часть, из которой 238 решений принято против РФ (для сравнения: второй по численности решений против государства является Турция, она проиграла 140 дел).

Приднестровье же, несмотря на свою не признанность со стороны мирового сообщества, обладает всеми признаками государства, включая разделение властей, одна из которых – власть судебная. Несомненно, основным и особенно действенным в вопросах защиты прав и свобод личности является Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, главным видом деятельности которого, как это указано в ст.87 Конституции ПМР, а также ст.ст.9, 102 Конституционного Закона ПМР «О Конституционном  суде   Приднестровской    Молдавской    Республики», обозначено рассмотрение жалоб граждан республики на нарушение их конституционных прав. Наряду с этим, Конституционный суд ПМР осуществляет проверки, запрашиваемые различными судами, направленные на установление или опровержение соответствия Конституции законодательства (Закона, Акта), применённого в ходе рассмотрения конкретного дела или же в случаях, когда оно только подлежит применению. Впрочем, любое применение законодательства, повлёкшее за собой нарушение прав и свобод личности, может быть обжаловано ею в Конституционном суде ПМР, что закрепляет за личностью право на обжалование или право на защиту.

Закрепление основных прав и свобод личности в ПМР происходит декларационным образом, на Конституционном уровне определяя практически исчерпывающий список дозволенности, доступный гражданам Приднестровья. Наибольшим образом упоминание прав и свобод личности расширено в Разделе II «Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина» Конституции ПМР. Ст.16 главного законодательного Акта республики признаёт не отчуждаемость основных прав и свобод личности, среди которых право на жизнь (ст.19), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.20), право на свободное перемещение (ст.25). Однако, правовая система ПМР, хотя и имеющая строгую иерархию приоритетности норм, закреплённых в различных Актах законодательства, до сих пор не способна в полной мере соответствовать декларированным положениям Конституции – так, например, ст.58 Уголовного Кодекса ПМР до сих пор содержит нормы применения смертной казни, что является пренебрежением признания не отчуждаемости прав и свобод личности, данных человеку от природы.

Конечно, в ПМР введён мораторий на смертную казнь, но установлена данная процедура лишь Указом Президента «в соответствии с рекомендациями Парламентской Ассамблеи  Совета Европы, руководствуясь принципами гуманизма, исходя из неотъемлемого права человека на жизнь».

 

Перейти к части 4

Перейти к Части 6

Часть 10, Часть 9, Часть 8, Часть 7, Часть 3, Часть 2, Часть 1

 
Просмотров: 310 | Добавил: aid19821002 | Теги: шемянский, пмр, права человека | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar