15:33 «Реализация прав и свобод личности в Приднестровской Молдавской Республике», часть 7 |
Государственная власть, наделённая народом Приднестровской Молдавской Республики многообразием полномочий, призвана выполнять, прежде всего, главную роль – роль арбитра правоотношений между гражданами либо личностью и государством. Данная функция не представляется возможной без определения чёткой грани, разделяющей права и обязанности каждого субъекта правоотношений, способствующей таким образом реализации прав и свобод в ПМР. Следует учесть, что декларирование Конституцией ПМР «правового государства» обязывает власти республики и каждого члена Приднестровского общества чтить нормы законодательства, при этом органы государственной власти различного уровня обязаны быть примером для каждого человека, проживающего в Приднестровье. Однако, столь идеализированная модель общественных правоотношений, хоть и не имеет в себе отрицательных качеств, лишает целесообразности само существование института защиты прав и свобод личности, способствующего и гарантирующего их реализацию на территории ПМР. Своеобразное отслеживание и контроль за соблюдением прав и свобод личности, как уже упоминалось ранее, производятся судебной системой Приднестровской Молдавской Республики, являющейся самостоятельной ветвью власти. При этом, исходя из признанных исторически сложившихся ценностей, факт того, что судебная система имеет финансирование только из государственного бюджета, в республике сложились стереотипы, создающие условия для развития недоверия правосудию, во многом основывающегося на мнениях индивидов, подкрепляющихся низким процентом судебных дел, где ответчиком является государство, особенно это касается споров, связанных с возмещением вреда, причинённого личности в ходе проведения незаконного уголовного либо административного преследования. В данных случаях, после опубликования Указа Президента ПМР от 25.12.2013 года № 612 (при этом Указ Президента ПМР от 01.12.2004 года № 616 «О порядке возмещения (компенсации) вреда за счет средств казны Приднестровской Молдавской Республики» считается утратившим силу), надлежащим ответчиком от имени казны ПМР привлекается Министерство финансов ПМР. Данные изменения в законодательстве имели смысл в содействии борьбе с укрывательством произвола следственных органов при круговой поруке. Однако, изучение дел №3к-436/2007, №3к-265/2008, №3к-419/2012, №3к-184/2013 и др., находящихся в судопроизводстве Верховного Суда ПМР, указало на то, что решения Суда не изменились: истцы, при полном подтверждении их правоты и удовлетворении их Исков, являются получателями 5-10% суммы цены Иска, либо лишаются каких-либо компенсаций полностью. Судебная коллегия в своих Определениях абсолютно все решения Суда оставляет без изменений. Изучая дела, отражённые в «Обзоре судебной практики по рассмотрению гражданских дел об участии родителей в дополнительных расходах на содержание детей за 2016 год», утверждённом 3 марта 2017 года Президиумом Верховного Суда ПМР, можно увидеть, что практически все требования Истцов удовлетворяются в полном объёме, а если такого не происходит, то Судебная коллегия указывает на ошибки, произошедшие в ходе судебных процессов. Таким образом, несложно сделать вывод, что в ПМР гораздо легче восстановить права и свободы личности, если они были нарушены физическим лицом, нежели государственным органом. Реализация права на защиту государством нарушенных прав и свобод государством в Приднестровье, как и в других постсоветских республиках – процесс затруднительный, связанный с ещё имеющимися «отголосками» Советского строя, при котором государством пропагандировалась идеализация решений органов государственного управления. Необходимо отметить, что судебные процессы, производимые, например, в США, имеют совершенно иную статистику, что достигнуто рядом решений. Прежде всего, это возможность финансирования Судов третьими лицами, при этом объём вне государственных инвестиций составляет в Штатах около 5 млрд долларов США в год – при всеобъемлющем финансировании данного Института со стороны государства. Такой вид финансовой поддержки минимизирует вне гласную подчинённость Судов интересам какой-либо стороны, а это значит, что Суд действительно может себе позволить выносить самые смелые решения – например, определив в 2001 году наказание дочери Президента Дж. Буша младшего в виде прослушивания лекций о вреде алкогольных напитков и выполнении обязательных общественных работ. Таким образом, если считать власть отражением государства, являющегося аппаратом принуждения господствующего строя, а Судебную систему – одной из ветвей власти, - то Судам ПМР характерна защита государства, хотя они и призваны быть сегментом контроля законности правоотношений. Не менее важным является то, каким образом функционирует система, ведь именно организация деятельности системы делает её приносящей пользу тем, для кого она работает. Согласно ст.24 Конституционного Закона «О судебной системе в ПМР», «Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики», при этом он «обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством». Основываясь на принципах иерархии законодательных Актов, осуществляют свою деятельность и Верховный Суд ПМР, как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, городские (районные) суды, регламент работы которых связан с разрешением гражданских, административных и уголовных споров, а также Арбитражный суд, рассматривающий споры экономических правоотношений. Однако, анализ иерархического принципа законодательства судами ПМР производится на недостаточно должном уровне, хотя НПА Приднестровья обязывают к этому всех субъектов судебной системы. Реализации прав и свобод личности способствует также право на обращение в правоохранительные органы, при этом единственной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за единообразием и исполнением законодательства, является Прокуратура ПМР. Как и судебные инстанции, Прокуратура ПМР руководствуется всем спектром законодательных Актов, действующих на территории Приднестровья, а также международными соглашениями, являющимися составной частью нормативной правовой базы республики.
Часть 10, Часть 9, Часть 5, Часть 4, Часть 3, Часть 2, Часть 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |