19:19
«Реализация прав и свобод личности в Приднестровской Молдавской Республике», часть 4

Между тем, право на свободу передвижения можно расценивать не с точки зрения путешествий, а с точки зрения перемещения личности по тем местам, которые необходимы для ведения полноценной жизнедеятельности. Так, например, затронув тему нарушений свобод людей с инвалидностью на передвижение по городу Тирасполь, которые исходят от государственной власти Приднестровья, нами было составлено заявление, впоследствии направленное Прокурору ПМР, в котором указано, что в соответствии с Законодательством Приднестровской Молдавской Республики, технические параметры лифтов настроены так, что они не имеют возможности останавливаться на вторых этажах многоэтажных жилых зданий, что нарушает права и свободы людей с инвалидностью. Несмотря на наши доводы, Прокурор ПМР подписал ответ, в котором данным категориям граждан советуется искать обмен на иное жильё, подходящее им по всем характеристикам.

Данным примером показано, что государство зачастую переступает границы личного пространства индивида – выше упомянутые ограничения не оставили многим гражданам возможности свободного передвижения, заточив их в своих квартирах на долгие годы, а в некоторых случаях – на десятилетия;

- Политические права и свободы личности – это пласт прав и свобод, дающих возможность политического самоопределения и, тем самым, позволяющих индивиду активно участвовать в государственной и политической жизни, а также управлении государством и обществом. К данному пласту прав и свобод относятся, прежде всего, право на объединение, свобода митингов, шествий и демонстраций, позволяющих индивидуумам не просто указывать на свои мнения, но и отстаивать их.

Так, наиболее важное политическое право, позволяющее личностям объединяться, даёт возможность гражданам создавать политические партии или общественные организации с целью лоббирования своих интересов, интересов того или иного социального слоя или всего населения государства в целом. Между тем, отсутствует процесс развития законодательной базы Приднестровья в направлении расширения полномочий граждан при осуществлении полномочий общественного контроля – Закон ПМР № 402-З-VI от 29 декабря 2017 года «Об основах общественного контроля в Приднестровской Молдавской Республике» выглядит морально устаревшим на фоне развития активности граждан в иных государствах, так как запрещает осуществлять общественные проверки практически всем, включая общественные объединения, имеющие строго определённое направление деятельности. Не менее важно, что в Приднестровье до сих пор отсутствует нормативный правовой акт, направленный на развитие гражданского общества и укрепления его роли в принятии государственных решений. Таким актом может стать, например, предложенная мной Президенту ПМР Красносельскому В. Н. «Стратегия в сфере развития защиты прав и свобод человека в Приднестровской Молдавской Республике»;

- Социально-экономические права и свободы – это возможности личности, предполагающие её участие в сфере производства материальных благ, а также их распределения. Таким образом государство обеспечивает не только экономические потребности человека, но и духовные, тесно связанные с качеством его существования, образующего некую платформу для становления самоуважения личности и определения собственного будущего, статуса, не пересекающегося с вопросами реализации политических прав и свобод.

К данной категории прав и свобод относятся права на труд и отдых, на жилище и наследование, право на социальное обеспечение, создающее условия для достойной жизни. Например, право на социальное обеспечение гарантирует личности, не имеющей возможности осуществлять трудовую деятельность, пользоваться пенсионными и иными денежными выплатами от государства, а также льготами и иными видами государственной поддержки в социальной сфере, включая систему здравоохранения, определёнными законодательством той или иной страны.

Однако, в Приднестровской Молдавской Республике, как и в Российской Федерации, действуют принципы так называемой «замороженности» некоторых категорий социально-экономических прав и свобод личности, к которым можно отнести Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики №178 от 27 июня 2014 года (САЗ 14-27) «Об особенностях направления на лечение, консультации или обследование граждан Приднестровской Молдавской Республики за пределами республики и оплаты связанных с этим расходов», устанавливающее «в связи с наличием значительного дефицита республиканского бюджета, в целях исполнения обязательств, связанных с социальной защитой населения, в целях упорядочения расходования средств республиканского бюджета, предусмотренных исполнительному органу государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, на лечение, консультацию или обследование граждан Приднестровской Молдавской Республики за пределами республики» «временно, до особого распоряжения…, перечень категорий граждан, подлежащих направлению на лечение, консультацию или обследование за пределы Приднестровской Молдавской Республики, в случае невозможности их осуществления в лечебно-профилактических учреждениях на территории Приднестровской Молдавской Республики», ограничивающийся тремя категориями граждан ПМР. Таким образом, граждане, ранее имевшие возможность выздоровления, стали обречены на боль, страдания, а многие и на смерть, что пересекается с нарушением личных прав и свобод со стороны государства.

С нарушениями принципов Законодательной деятельности, основанных на позициях равноправия и, что наиболее важно, гуманизма принят Приказ Министерства здравоохранения ПМР № 458 от 5 июля 2019 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при остром коронарном синдроме (ОКС)», вынуждающий врачей тратить время на доставку пациента с диагнозом ОКС сначала в лечебно-профилактические учреждения, где на процедуры, связанные с решением дальнейшего ведения больного, затрачивается неопределённое и неконтролируемое (самоконтроль неэффективен) время, которое зачастую превращается в фатальную ошибку ведения пациента, заканчивающееся гибелью пациента;

- Культурные права и свободы личности – возможности, связанные с использованием культурных, духовных, включая религиозные, и иными схожими благами и достижениями, благодаря чему каждый индивид свободен в выборе творческой направленности своего развития и способен влиять на научно-технический прогресс государства или создание его культурных ценностей. К культурным правам относятся право на образование или, например, свобода творчества;

- Общие права личности – возможности, схожие с социально-экономическими и личными правами и свободами, являющимися конституционными. Следовательно, данный вид прав и свобод построен на принципах равноправия всех граждан государства;  

- Специальные права – категория прав, имеющая в своём понятии отношение к специфике отдельно взятой группы населения, к которым можно причислить военнослужащих, людей с ограниченными возможностями, лиц пенсионного возраста или же молодёжи. Важным моментом осознания специальных прав и свобод личности является то, что они играют роль некоего дополнения, развивающего общие права и свободы личности, ни в коем случае не противореча им.

Следует учесть, что наиболее удобной классификацией прав является та, которая отталкивается от содержания в нормативной правовой базе государства, делящая права и свободы личности на конституционные, называемые также основными, так как регламентируются основным законом государства, и права и свободы, отражённые в текущем законодательстве, к чему можно причислить, например, права инвалидов, оговоренные в Законе ПМР «О социальной защите инвалидов», или права пациентов, содержащиеся в Законе ПМР «Об охране здоровья граждан».

 

Перейти к части 3

Перейти к Части 5

Часть 10, Часть 9, Часть 8, Часть 7, Часть 6, Часть 2, Часть 1

 
Просмотров: 323 | Добавил: aid19821002 | Теги: права человека, пмр, шемянский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar