15:33
«Реализация прав и свобод личности в Приднестровской Молдавской Республике», часть 9
    1. Проблемы реализации прав и свобод личности в условиях не признанности Приднестровской Молдавской Республики. Влияние факта не признанности на использование гражданами ПМР международного права

Приднестровская Молдавская Республика, являясь одним из восьми непризнанных государств существующих в мире, не имеет, согласно положениям Международного права, возможности стать субъектом правоотношений с другими государствами, что приводит к ущемлению прав и свобод личности – вернее, любого гражданина Приднестровской Молдавской Республики – со стороны иных стран. На протяжении практически всего временного периода существования ПМР, самопровозглашённое государство лишено возможности полномерно исполнять свои функции, что сказывается на качестве жизни сотен тысяч Приднестровцев. Однако, международные отношения, зачастую блокируемые различными государствами, не являются единственной проблемой, влияющей на возможности реализации прав и свобод личности в ПМР.

Несмотря на различные внешние трудности, Приднестровье, как государство, считающее себя полноценной республикой, берёт на себя многочисленные обязательства в одностороннем порядке. Конечно, Международное право не имеет положений об обязательном признании государств, но каждое государство имеет право на признание. Многолетние переговоры с Республикой Молдова, производимые в формате «5+2» (в данный формат входят ПМР, РМ, РФ, Украина, ОБСЕ, Евросоюз и США), не дают особых результатов, что связано с единогласным мнением всех участников переговоров, не считая Приднестровье, что никакого территориального разъединения быть не должно: страны-гаранты и наблюдатели выступают за единство Молдовы, а это значит, что на сегодняшний день надежды на признание ПМР, как государства, ничтожны.

Однако, в этом имеется и вина самого Приднестровья, практически не использующего международное право в процессе ведения переговоров и в результате использования различных методов лоббирования своего признания. Гражданам ПМР неизвестны попытки государства отстаивать свои прав на международном уровне посредством судов, а также постоянных обращений к мировому сообществу. Неизвестно также отношение Приднестровья к положениям Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств, признанной ещё 26 декабря 1933 года Соединёнными Штатами Америки.

Статья 3 выше обозначенной Конвенции регламентирует отношение к государствам и их деятельности: «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов».

Данные гарантии приняты США и в ст.9 и 12 «Устава Организации Американских Государств», содержащих положения о том, что государства являются равными в юридическом отношении, имеют одинаковые права и обязанности. Не менее важен для реализации прав и свобод личности нормативный смысл ст.16 данного Устава, имеющей следующее содержание: «Каждое государство имеет право на свободное и самостоятельно развитие своей культурной, политической и экономической жизни. В этом свободном развитии государство будет уважать права человеческой личности и принципы всеобщей морали».

Таким образом, становятся явными принципы ведения международных отношений США, а это значит, что представительство данного государств в переговорном процессе формата «5+2» должно соответствовать заявленным им внешнеполитическим отношениям, основанным, прежде всего, на уважении права человеческой личности и соблюдении норм морали.

Помимо прочего, по мнению российских авторов, не признанность государств – на примере Приднестровья – приводит исключительно к факту отсутствия возможности у международного сообщества предъявлять претензии за нарушения международных норм права. Однако, исследования, производимые Институтом государства и права РАН, указали, что не признанность Приднестровья не может и не должно снимать с него ответственности за правонарушения против прав и свобод личности.

Обусловлено это тем, что, согласно ч.2 ст.10 Конституции в ПМР применяется и международное право: «Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы». Таким образом, необходимо акцентировать внимание на принятии государством «общепризнанных принципов и норм международного права», а также «международных договоров». Данные категории указывают на равнозначность применения норм международного права и  нормативных правовых актов ПМР, к тому же, существенная значимость международных договоров закреплена в положениях Закона от 19 мая 2016 г. № 131-З-VI «О международных договорах Приднестровской Молдавской Республики».

Оценивая действия субъектов власти ПМР, исходя из обозначенных выше принципов, выполняя анализ правомерности того или иного факта, следует руководствоваться исполнением требований двух групп документов: составляющими нормативную базу ПМР, а также законодательными актами международного права, его общепризнанными принципами, являющимися международными положениями, которые приняты мировым сообществом в целом и являющимися обязательными к исполнениями всеми государствами, независимо от их устройства. Следует отметить, что для Приднестровья признание общих положений международного права явилось одним из условий создания государства, что упоминается в Декларации о независимости ПМР от 25 августа 1991 года следующим образом: «Отношения Приднестровской Молдавской Республики с другими государствами строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела других государств».

Данная декларация – ничто иное, как своеобразный «скелет» Конституции ПМР, утвердившей впоследствии выше указанные нормы. Если сопоставлять оба документа между собой, то они совершенно не противоречат друг другу – более того, Конституция ПМР дополняет все нормы декларации, словно поддаваясь процессу «юридической эволюции». Преамбула главного нормативного акта республики содержит положения о том, что в ПМР подтверждается и поддерживается «приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права». Особенно выражена линия внешнеполитических стремлений в ст.10 Конституции ПМР, указывающей на то, что международные отношения Приднестровской Молдавской Республики основаны на принципах «суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств», что указывает на стремление государства к признанию путём соблюдения законности своих действий.

Отсутствие признанности ПМР, между тем, значительно затрудняет реализацию прав и свобод личности в части применения международного законодательства – нарушенные права гражданина республики отстаиваются Европейским судом по правам человека только при условии отрицательного опыта защиты прав и свобод не только на территории Приднестровья, но и на территории государства, имеющего все права и обязательства на международной политической арене. Практически все дела, рассматриваемые ЕСПЧ и поданные от имени граждан Приднестровья интерпретируются таким образом, что ответственность за факты государственного произвола наступает не для ПМР, а для РФ. Такое решение было принято органами ЕСПЧ на основании фактов оказания экономической и политической поддержки Россией Приднестровской Молдавской Республике, которая зачастую являлась главным рычагом, влияющим на успешное функционирование государства.

Также, по мнению ЕСПЧ, ответственность за несоблюдение прав и свобод личности должна нести и Республика Молдова, признающая де-юре Приднестровье частью своего государства, практически не имея при этом возможности влиять на ситуации, складывающиеся в ПМР. Таким образом, ЕСПЧ не признаёт решения властей Приднестровья, на которые жалуются граждане республики, считая, что контроль за соблюдением прав человека должны производить выше обозначенные страны. Такая ситуация априори требует обращения граждан за восстановлением своих прав и свобод в органы государственной власти России или Молдовы.

Как показывает опыт таких обращений, РФ не поддерживает данную методику, так как указывает обратившимся гражданам на отсутствие у себя компетенций в принятии решений на территории, являющейся частью Молдовы. Республика Молдова, в свою очередь, на международных конференциях, посвящённых «Исполнению решений ЕСПЧ, касающихся Приднестровского региона» неоднократно заявляла о невозможности с её стороны контроля за ситуацией, связанной с соблюдением прав и свобод личности в ПМР, так молдавская сторона не имеет доступа к территории Приднестровья для осуществления мониторинга.

Принимая во внимание, что, по заключениям ЕСПЧ, в ПМР среди наиболее частых правонарушений со стороны государства являются несоблюдения права на справедливо судебное разбирательство, столь сложные процессы подачи жалоб в ЕСПЧ значительно усугубляют проблемы лиц, желающих добиться справедливости.

 

Перейти к части 8

Перейти к Части 10

Часть 7, Часть 6, Часть 5, Часть 4, Часть 3, Часть 2, Часть 1

 
Просмотров: 243 | Добавил: aid19821002 | Теги: пмр, права человека, шемянский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar